...

Безопасная эксплуатация

Часть 1

Общие положения

Cranes. Safe use. Part 1. General

 

МКС 53.020.20

Дата введения 2020-06-01

 

Предисловие

 

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «РАТТЕ» (АО «РАТТЕ»)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 сентября 2018 г. N 112-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Киргизия KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Узбекистан UZ Узстандарт

 

(Поправка. ИУС N 3-2020).

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 октября 2019 г. N 967-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34463.1-2018 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2020 г.

5 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ISO 12480-1:1997* «Краны. Безопасная эксплуатация. Часть 1. Общие положения» («Cranes — Safe use — Part 1: General», NEQ)

________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

 

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 3, 2020 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

 

Введение

 

Настоящий стандарт является первой частью серии стандартов «Краны грузоподъемные. Безопасная эксплуатация» и устанавливает общие требования безопасности использования грузоподъемных кранов.

Применение положений настоящего стандарта на добровольной основе может быть использовано при разработке нормативных актов в области безопасного использования грузоподъемных кранов, эксплуатационных документов, а также при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования».

     1 Область применения

 

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, выбору схем для безопасной работы, безопасным способам управления, планированию работ, выбору кранов и грузозахватных приспособлений, способам монтажа и демонтажа, обслуживанию грузоподъемных кранов, а также подбору машинистов крана (крановщиков, операторов), стропальщиков и сигнальщиков.

Специальные требования к безопасной эксплуатации отдельных типов кранов могут не соответствовать общим требованиям и могут быть приведены в других стандартах серии.

Настоящий стандарт не распространяется на краны, установленные на плавсредствах (кроме тех, которые установлены на плавсредствах временно) и на ручные краны.

Невыполнение требований настоящего стандарта может привести к увеличению риска безопасной эксплуатации кранов.

     2 Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 30934.1 (ИСО 9928-1:1990)* Краны грузоподъемные. Руководство по эксплуатации крана. Часть 1. Общие положения

_______________

* В Российской Федерации действует ГОСТ 34022-2016 «Краны грузоподъемные. Эксплуатационные документы».

ГОСТ 31271 (ИСО 4310:1981)** Краны грузоподъемные. Правила и методы испытаний

_______________

** В Российской Федерации действует ГОСТ Р 54767-2011 (ИСО 4310:2009) «Краны грузоподъемные. Правила и методы испытаний».

ГОСТ 31272.1 Краны грузоподъемные. Обучение крановщиков (операторов). Часть 1. Общие положения

ГОСТ 33168 Краны грузоподъемные. Оборудование для подъема людей. Требования безопасности

ГОСТ 33709.1 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 33709.2 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 2. Краны стреловые самоходные

ГОСТ 33709.3 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 3. Краны башенные

ГОСТ 33709.5 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 5. Краны мостовые и козловые

ГОСТ 33711.1 Краны грузоподъемные. Обучение персонала. Часть 1. Ответственный за безопасное производство работ с применением кранов

ГОСТ 33714.1 Краны грузоподъемные. Технический контроль. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 33715 Краны грузоподъемные. Съемные грузозахватные приспособления и тара. Эксплуатация

ГОСТ 33718 Краны грузоподъемные. Проволочные канаты. Уход и техническое обслуживание, проверка и отбраковка

ГОСТ 34020 Краны грузоподъемные. Допуски для колес, рельсовых путей кранов и их грузовых тележек

ГОСТ 34466 Краны грузоподъемные. Требования к компетентности крановщиков (операторов), стропальщиков и сигнальщиков

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33709.1ГОСТ 33709.2ГОСТ 33709.3ГОСТ 33709.5ГОСТ 33711.1ГОСТ 33714.1, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 компетентное лицо: Лицо, обладающее необходимыми практическими и теоретическими знаниями, а также необходимым опытом работы, достаточными для удовлетворительного выполнения своих обязанностей при эксплуатации грузоподъемных кранов и оборудования, используемого совместно с ними.

3.2 наниматель: Юридическое или физическое лицо, имеющее потребность в выполнении грузоподъемных операций.

Примечание — Организация-наниматель не обязательно является эксплуатирующей организацией (эксплуатантом).

3.3 рабочее состояние (рабочий режим): Состояние крана, при котором производятся подъемно-транспортные операции при разрешенных изготовителем условиях окружающей среды, а также при соблюдении требований безопасности, установленных изготовителем крана и нормативно-правовыми актами государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.

3.4 состояние простоя (нерабочий режим): Состояние крана, при котором кран находится в выключенном состоянии со свободными от груза грузозахватными органами и с соблюдением требований безопасности, установленных изготовителем крана и нормативно-правовыми актами государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.

3.5 центр тяжести груза: Точка, которая может рассматриваться как место сосредоточения общей массы груза, либо точка, относительно которой массы частей груза уравновешивают друг друга.

     4 Управление эксплуатацией грузоподъемного крана

4.1 Система мер по безопасному производству работ краном*

_______________

* Приведенный перечень требований по безопасной эксплуатации является минимальным и может дополняться в соответствии с законодательством государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.

4.1.1 Система мер по безопасному производству работ краном должна быть разработана вне зависимости от того, необходимо выполнить разовую грузоподъемную операцию или выполнить серию операций. Те же принципы должны применяться и в случаях, когда кран установлен стационарно (например в производственном цехе).

4.1.2 Не допускается использование кранов для размещения рекламных баннеров и растяжек на массовых мероприятиях, в развлекательных целях, в качестве аттракционов и опорных конструкций для них и т.п., а также для выполнения операций, не предусмотренных руководством по эксплуатации.

4.1.3 Система мер по безопасному производству работ кранами должна включать:

1) планирование операций (проекты организации строительства, проекты производства работ кранами, технологические карты погрузо-разгрузочных работ).

При планировании должны быть предусмотрены:

— выбор крана в соответствии с условиями работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовой характеристике крана), ветровой нагрузке и сейсмичности района установки;

— обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения крана к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов;

— соответствие условий установки и работы крана вблизи откосов котлованов (таблица 1);

— соответствие условий безопасной работы нескольких кранов и другого оборудования (например строительных подъемников), одновременно находящихся в месте производства грузоподъемных операций;

— расположение мест (площадок) и габаритов складирования грузов и подъездных путей;

— безопасное расположение помещений для санитарно-бытового обслуживания работников, питьевых установок и мест отдыха;

Таблица 1 — Минимальное расстояние (в м) от основания откоса котлована (канавы) до оси ближайших опор крана при ненасыпном грунте

Глубина котлована (канавы), м Грунт
песчаный и гравийный супесчаный суглинистый лессовый сухой глинистый
1 1,5 1,25 1,00 1,0 1,00
2 3,0 2,40 2,00 2,0 1,50
3 4,0 3,60 3,25 2,5 1,75
4 5,0 4,40 4,00 3,0 3,00
5 6,0 5,30 4,75 3,5 3,50

11.6.1.2 В случае использования грейферных кранов (кранов, оснащенных грейфером) поднимаемая масса груза складывается из массы грейфера и его содержимого; масса последнего зависит от плотности рабочего материала. Важно, чтобы используемый грейфер подходил для конкретного материала, с учетом безопасной рабочей нагрузки крана. На грейфере должна быть маркировка с указанием его собственной массы и его условного обозначения.

11.6.1.3 При работе крана с электромагнитом на магните должна быть маркировка с указанием безопасной рабочей нагрузки, подтвержденной испытательными подъемами грузов, имеющих массы и характеристики, аналогичные для грузов, с которыми предполагается использовать данное устройство.

Магнит не должен создавать магнитное поле до тех пор, пока он не будет опущен на поднимаемый груз. Магнит должен осторожно опускаться на груз, чтобы избежать соударений с твердой поверхностью. Он не предназначен для работы с горячим металлом, за исключением случаев, когда он был специально сконструирован для этой цели. Допускаемая температура нагрева поднимаемого металла должна быть указана на маркировке магнита.

Когда магнит не используется, он должен быть обесточен во избежание перегрева; магнит нельзя ставить на землю, его следует держать на деревянной платформе.

11.6.2 Вакуумные грузозахватные устройства

11.6.2.1 Вакуумные грузозахватные устройства должны регулярно проверяться для обеспечения требуемого присоса груза на протяжении необходимого периода времени.

Каждое вакуумное грузозахватное устройство должно быть оснащено индикатором состояния разреженности, чтобы крановщик мог в любой момент времени контролировать данное состояние. Также должна быть обеспечена подача звукового сигнала, предупреждающего крановщика и лиц, работающих на площадке, о том, что рабочий вакуум составляет 80% или менее от предусмотренного значения рабочего вакуума и/или о выходе из строя вакуумного насоса.

Каждое вакуумное грузозахватное устройство должно быть оснащено вакуумметром, размер и местоположение которого позволяют без труда считывать показания в точках захвата и открепления груза. Вакуумметр должен иметь различимую красную отметку, обозначающую уровень, при показаниях ниже которого устройство не должно быть использовано.

11.6.2.2 Каждое вакуумное грузозахватное устройство должно в случае выхода из строя вакуум-насоса поддерживать вакуум, достаточный для удержания подвешенного груза в течение периода времени, необходимого для того, чтобы безопасным образом опустить груз с максимальной высоты подъема крана.

11.6.2.3 Вакуумные грузозахватные устройства должны использоваться только для поднятия грузов, поверхность которых пригодна для использования грузозахватных присосок.

11.6.2.4 Конструкция вакуумного грузозахватного устройства должна соответствовать следующим требованиям:

— каждая вакуумная присоска удерживает одинаковую часть груза, в той мере насколько это осуществимо;

— контактные поверхности грузов располагаются горизонтально, в той мере насколько это осуществимо (допускается использование вакуумных грузозахватных приспособлений, имеющих механизмы наклона и поворота, при этом расположение контактных поверхностей груза не имеет значения);

— для эффективного контакта вакуумного присоса с поверхностью груза на поверхности груза не должно быть несвязанного материала.

11.6.2.5 Перед первым использованием или после производства ремонтных работ вакуумное грузозахватное устройство должно проверяться компетентным лицом с помощью испытательного груза. Поверхность такого груза должна быть аналогична наихудшему типу поверхности, для работы с которой предусмотрено вакуумное грузозахватное устройство.

11.6.2.6 Вакуумное грузозахватное устройство, особенно шланги и вакуумные присоски, должны проверяться в начале работы каждой смены или рабочего дня, а сигнальное предупредительное устройство должно тестироваться еженедельно.

11.6.3 Операции по сносу строений и другие специальные операции

Возможность проведения операций по сносу строений с использованием грузоподъемных кранов определяется нормативно-правовыми актами государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта. При наличии такой возможности должны соблюдаться процедуры, приведенные в разделе 14.

11.7 Погодные условия

Эксплуатация кранов в погодных условиях, способных оказать влияние на работу кранов, требует специального рассмотрения. Такие неблагоприятные погодные условия, как сильный ветер, дождь, снег, обледенение могут стать причиной нерасчетных нагрузок и негативным образом сказаться на безопасности грузоподъемных операций.

11.7.1 Ветер

11.7.1.1 Работы с использованием крана не должны проводиться, если скорость ветра превышает значения, указанные в инструкциях по эксплуатации крана. Порывистый ветер может негативным образом сказаться на безопасности при выполнении грузоподъемных операций и работы крана. Даже при относительно небольших порывах и скоростях ветра должны приниматься дополнительные меры предосторожности при работе с грузами.

11.7.1.2 Ограничения для работ по монтажу, демонтажу и испытаниям крана могут отличаться от ограничений, установленных для режимов эксплуатации крана. При недостаточности информации следует обращаться к проектировщику крана или другому компетентному техническому специалисту. Испытания кранов не должны проводиться в местах, характеризующихся изменчивостью погодных условий.

11.7.1.3 Должны неукоснительно соблюдаться рекомендации изготовителя крана относительно условий стоянки для крана в состоянии простоя (нерабочем состоянии).

11.7.1.4 При работе кранов в местах, подверженных воздействию ветра, не должно возникать затруднений с замерами скорости ветра.

11.7.1.5 Перемещение краном конструкций, имеющих большую парусность и габариты (например, витражи, фермы, перегородки, стеновые панели), а также монтаж в зоне примыкания к эксплуатируемым зданиям (сооружениям) относятся к работам в местах действия опасных факторов и должны проводиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ.

11.7.2 Услия плохой видимости

В условиях плохой видимости должны предусматриваться подходящие средства подачи сигналов с целью обеспечения безопасной работы крана. В экстремальных ситуациях работа кранов должна быть приостановлена до тех пор, пока видимость не улучшится до такой степени, что можно без опасений возобновить работу.

11.7.3 Дождь, снег или лед

В неблагоприятных погодных условиях лицо, ответственное за безопасное производство работ, должно обеспечить принятие необходимых мер предосторожности во избежание опасности, связанной с влиянием дождя, снега или льда на грузоподъемные операции крана и персонал.

     12 Операции по подъему и спуску людей*

_______________

* Перемещение людей кранами может быть запрещено нормативно-правовыми актами государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.

Требования безопасности к процессам транспортирования людей кранами и применяемому для этих целей оборудованию установлены ГОСТ 33168.

     13 Испытания, инспекционные проверки и надзор за техническим состоянием

13.1 Для обеспечения гарантии безопасной работы кранов должны проводиться испытания, периодические и инспекционные проверки, предусмотренные руководством по эксплуатации, стандартами (например, ГОСТ 31271**, ГОСТ 33168ГОСТ 33714.1ГОСТ 33718ГОСТ 33715ГОСТ 34020 и др.) и нормативно-правовыми актами государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.

_______________

** В Российской Федерации действует ГОСТ Р 54767-2011 (ИСО 4310:2009) «Краны грузоподъемные. Правила и методы испытаний».

13.2 Ежедневные проверки

В начале каждой смены или рабочего дня следует проводить нижеперечисленные стандартные проверки в объеме, предусмотренном для используемого типа крана, а именно:

— проводить проверки согласно указаниям Руководства по эксплуатации;

— проверять правильность размещения канатов на блоках и барабанах;

— визуально проверять электрооборудование на отсутствие попадания масла, смазочных материалов, пыли или воды;

— визуально проверять соответствующие узлы и/или компоненты на отсутствие утечки рабочих жидкостей и смазки;

— проверять срабатывание всех ограничительных устройств или прерывателей, а также рукоятки, кнопки экстренной остановки, принимая меры предосторожности на тот случай, если эти приборы будут неисправными;

— проверять работоспособность системы управления с индикатором грузоподъемности;

— проверять соответствие вылета крюка крана с грузом имеющейся конфигурации стрелового оборудования;

— посредством изменения положения грузозахватного органа без груза проверять правильность движений оборудования;

— проверять поддерживание необходимого давления воздуха в любой пневматической системе;

— проверять работу осветительных приборов, стеклоочистителя(ей) и стеклоомывателей;

— осматривать состояние колес и шин и проверять давление в шинах кранов на пневмоколесном ходу;

— проверять функционирование всех механизмов управления краном в отсутствие груза;

— проверять работу всех звуковых предупредительных приборов;

— в целях пожарной безопасности проверять отсутствие масляных пятен, ветоши, оставленных инструментов или материалов, комплектность средств пожаротушения, наличие свободных проходов к местам входа и выхода;

— проверять исправность крепежных устройств (там, где они имеются) и отсутствие препятствий на пути движения крана;

— проверять эффективность тормозов перед началом работы;

— проверять отсутствие блокировок на оборудовании или рычагах управления перед началом работы.

13.3 Еженедельные мероприятия

Обычно раз в неделю или в течение иного интервала времени, установленного изготовителем или же в соответствии с условиями использования крана, в дополнение к проверкам по 13.2 следует проводить следующие проверки в объеме, предусмотренном для используемого типа крана, а именно:

— проводить проверки согласно указаниям Руководства по эксплуатации;

— осматривать все канаты на предмет износа, разрыва проволоки, сплющивания или других повреждений, таких как коррозия на поверхности;

— проверять все крепления канатов. Также необходимо проверять все блоки на предмет повреждений, изношенности или заедания;

— проверять конструкции на наличие повреждений, например отсутствующие и деформированные крепления, а также на наличие выпуклостей и вмятин на стрелах, сварных швов с трещинами, незакрепленных болтов и крепежных деталей и др.;

— проверять крюк(и) и другие грузозахватные органы, предохранительную защелку(и) на наличие повреждений, заклиниваний или износа. Следует проверять резьбу крюка и стопорную гайку на предмет износа или коррозии;

— проверять функционирование и регулировку устройств управления;

— на гидравлических машинах проверять ход гидравлических цилиндров;

— проверять эффективность тормозов;

— для самоходных кранов на пневмоколесном ходу проверять сохранность колесных дисков. Также следует проверять затяжку креплений колес крана;

— для кранов на рельсовом ходу проверять состояние рельсов, тупиковых упоров, а также шпал, если они имеются. Следует проверять наличие и состояние предохранительных щитков перед колесами крана;

— проверять стопор механизма поворота, если он имеется;

— вносить данные по результатам проверок в журналы и протоколы инспекционных проверок с использованием предписанных форм записей.

13.4 Краны, использующиеся на нерегулярной основе

При нерегулярном использовании крана может потребоваться выполнение программы дополнительных проверок. Мероприятия этой программы и их объем зависят не только от продолжительности периода времени, в течение которого кран не использовался, но также от условий места стоянки крана. Кран, находящийся под укрытием или внутри цеха, может не требовать проверок в дополнение к проверкам, рекомендованным в 13.2 и 13.3, но кран, стоявший без работы на открытом воздухе и, как следствие, подвергавшийся воздействию погодных факторов и атмосферному загрязнению, может потребовать расширенной дополнительной проверки, чтобы убедиться в его пригодности к работе.

Объем проверок должен, как минимум, включать:

— любые проверки, которые могут быть рекомендованы изготовителем;

— детальную проверку всех канатов крана на предмет коррозии и повреждений, а также на наличие смазки по всей длине;

— детальную проверку всех приводных механизмов;

— тестирование каждого движения крана в течение нескольких минут без груза, сначала каждое движение по отдельности, а затем комбинация двух или более одновременных движений. Затем данное испытание повторяют вместе с грузом;

— проверку функционирования всех предохранительных устройств крана;

— проверку шлангов, уплотняющих прокладок и других компонентов на предмет ухудшения их состояния;

— проверку состояния изоляции электропроводки и сопротивления заземления.

Результаты всех проверок необходимо зарегистрировать с подробной информацией о предпринятых корректирующих действиях по устранению дефектов перед тем, как кран будет возвращен в работу.

     14 Операции по сносу строений

14.1 Для производства работ по сносу строений к грузозахватному органу стрелового самоходного крана подвешивают круглую шаро- или грушеобразную гирю (ядро) для разрушения зданий. Поднятое на необходимую высоту ядро приводится в движение включением механизма поворота и при торможении механизма с размаху наносит удар по конструкции сносимого здания, сооружения или другого объекта, вызывая тем самым его разрушение.

Во время операций с использованием ядра на конструкцию стрелы и другие части крана действуют динамические нагрузки из-за движения и ударов ядра. На практике величина динамической нагрузки будет варьироваться в широких пределах в зависимости от способа использования ядра, мастерства крановщика и ударопрочности конструкции разрушаемого объекта. Поэтому рекомендации изготовителей и рабочие нагрузки следует рассматривать только в качестве общего руководства.

Примечание — Некоторые изготовители не рекомендуют использовать свои машины для операций по сносу строений.

14.2 Раскачивать ядро, используя механизм изменения вылета стрелы крана, запрещается.

14.3 Крановщики, участвующие в операциях по сносу строений, должны обладать соответствующими навыками и опытом по использованию оборудования и технических приемов по сносу зданий с помощью ядра, хорошо знать используемый кран и потенциальные опасности, включая причины этих опасностей. Операционные методы следует использовать таким образом, чтобы не вызвать деформаций стрелы крана или опасной ситуации, связанной с нарушением устойчивости крана.

14.4 Для проведения операций с ядром следует ограничиваться только теми машинами, которые были спроектированы для работы с тяжелыми грузами. Масса ядра должна быть всегда меньше грузоподъемности крана для требуемого вылета стрелы и составлять максимум 50% от номинальной грузоподъемности.

14.5 Канат со второго барабана крана (при его наличии) должен также прикрепляться к ядру, чтобы предотвратить непреднамеренное увеличение вылета стрелы, способное привести к перегрузке.

14.6 Ядро должно подвешиваться посредством вертлюга, если нет способа, позволяющего предотвратить закручивание ядра.

14.7 Необходимо предпринять меры по предотвращению соударений ядра с краном и стрелой или другими объектами, не подлежащими разрушению. Чтобы при отпускании ядра не произошло скачка стрелы относительно кабины крана, углы наклона стрелы от горизонтальной оси не должны быть больше 60°. Кран всегда должен иметь ограничители рабочих положений стрелы и надлежащую защиту крановщика от разлетающихся осколков.

14.8 Ядро может использоваться только в том случае, когда кран стоит неподвижно на твердой и ровной поверхности. Кран никогда не должен располагаться внутри разрушаемого строения. При разрушении арок из каменной кладки, подвешенных панелей перекрытия и т.п. нужно следить за тем, чтобы ядро не застревало, поскольку резкое обрушение конструкций может привести к перегрузке крана. При застревании ядра в конструкции его следует опускать до высвобождения под собственным весом, поскольку при движении вверх или выдергивании может произойти обрушение конструкции поверх ядра и опрокидывание крана.

14.9 На практике при операциях с разрушающим ядром используются технические приемы, описанные в 14.11-14.13.

14.10 После выполнения операций, описанных в настоящем подразделе, и перед тем, как вернуться к использованию крана для стандартных грузоподъемных операций, необходимо провести инспекционный контроль и испытательные проверки конструкции и механизмов крана, чтобы удостовериться в его пригодности для дальнейшей эксплуатации.

14.11 Вертикальное сбрасывание ядра

14.11.1 Разрушение объектов вертикальным сбрасыванием ядра достигается путем поднятия ядра вертикально над объектом с последующим отпусканием ядра. Таким образом, ядро падает на объект под действием силы тяжести. Данный способ может быть использован только на кранах с управляемым тормозом механизма подъема, что позволяет произвести сброс ядра.

14.11.2 Ядро поднимают на небольшую высоту, удерживают в данном положении посредством нажатия рычага тормоза подъемника, а затем дают ядру упасть, повторяя операцию до тех пор, пока объект не будет разрушен. Необходимо исключить резкое нажатие на тормоз во время движения ядра во избежание повреждения или опрокидывания крана. Высота подъема ядра может быть увеличена только в том случае, если были определены характеристики идущего под снос объекта и более массивные удары были признаны безопасными.

14.11.3 В случаях, когда точка удара расположена над поверхностью земли или когда под землей пустое пространство, ядро может не попасть в намеченную точку, пройти сквозь объект или отскочить. В таких случаях высота сбрасывания ядра должна быть минимальной и при опускании ядра в намеченное место удара на кране должна оставаться достаточная длина каната, чтобы нажатием тормоза дать ядру остановиться и таким образом обезопасить кран.

Примечание — При выполнении таких операций, как разрушение объектов, часто предпочтительнее сделать серию сильных ударов, вызвав появление множества трещин на объекте, затем производить более легкие удары до тех пор, пока не произойдет обрушение части конструкции, а потом повторить то же самое для оставшихся частей конструкции.

14.11.4 При отсутствии возможности или нежелательности использования крана, позволяющего осуществлять вертикальный сброс ядра, ядро может сбрасываться с помощью механизма быстрого разблокирования. Ядро аккуратно размещают над объектом, подлежащим разрушению. Обычно сбрасывание ядра в таком механизме производится путем дергания (вниз) веревки или шнура. Ядру дают упасть на объект, и, следовательно, необходимо тщательно следить за тем, чтобы ядро оставалось в пределах рабочей зоны и в этой зоне не находились люди. Необходимо также обеспечить надлежащую защиту людей, находящихся за пределами данной зоны, от разлетающихся обломков.

14.11.5 Еще одним способом, позволяющим произвести вертикальный сброс разрушающего ядра, является использование электромагнита или грейфера.

14.12 Раскачивание ядра вдоль оси стрелы

Для того чтобы оттянуть ядро в сторону крана, используют дополнительный канат со второго барабана крана, прикрепленного к ядру. Затем натянутый канат отпускают, давая ядру двигаться от крана вдоль оси стрелы по направлению к объекту и наносить по нему удар. Натягивающий канат также используют для управления и ограничения амплитуды раскачивания ядра. Необходимо следить за тем, чтобы не возникало опасности в отношении устойчивости положения крана, если амплитуда колебательного движения ядра в направлении от крана превысит максимальный безопасный рабочий радиус. Область применения этого метода ограничивается невысокими объектами, поскольку ядро нельзя эффективно раскачать в тех случаях, когда оно расположено на высоте, значительно превышающей половину расстояния от имеющейся высоты подъема. Однако это наиболее рекомендуемый метод, поскольку при его применении на кран действуют наименьшие нагрузки.

14.13 Раскачивание ядра поворотным движением

Раскачивание ядра поворотным движением не рекомендуется для применения, поскольку при данном методе стрела и другие элементы крана могут подвергаться воздействию значительных нагрузок на скручивание, которые могут быть снижены исключительно умелыми действиями крановщика

Открыть чат
Вам помочь?
Здравствуйте!
Задайте свой вопрос
Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.