Тех. обслуживание кранов
Группа режима работы крана | Основные показатели системы технического обслуживания | ||||||
Структура межремонтного цикла | ЕО | ТО-1 | ТО-2 | ||||
периодичность | продолжительность, мин, не более | периодичность, дни, не более | продолжительность, ч, не более | периодичность, дни, не более | продолжительность, ч, не более | ||
2К | М-ТО-1 ТО-1- ТО-1- ТО-2 ТО-1- ТО-1 | перед началом работы | 45 | 60 | 4 | 240 | 15 |
5К | то-1 ТО-2 ТО-1 | ежемесячно | 45 | 26 | 4 | 110 | 15 |
6К, 7К | ТО-1- ТО-1- м | то же | 45 | 15 | 4 | 60 | 15 |
Примечание. М — малый ремонт; ЕО — выполняется силами крановщика; ТО-1, ТО-2 и СО осуществляются крановщиком с привлечением слесаря-механика и электромонтера.
Группа режима работы крана определяется по ГОСТ 25546: 2К — легкий режим, 5К- средний режим, 6К и 7К — тяжелый режим.
Вместе с тем общий характер этих требований можно представить на примере Руководства по эксплуатации мостовых электрических кранов общего назначения (3151100 РЭ) с одним и двумя крюками грузоподъемностью от 5 до 50 т, управляемых из кабины или с пола.
Согласно этому Руководству техническое обслуживание кранов при их эксплуатации производится в межремонтные периоды без детальной разборки механизмов и включает в себя смазку, чистку, регулировку, подтяжку крепежа, осмотр и контроль.
Для этого типа кранов, как и для других типов, рекомендуются следующие виды технического обслуживания: ежесменное техническое обслуживание — ЕО, техническое обслуживание ТО-1 и ТО-2, сезонное техническое обслуживание — СО (табл. 1).
ЕЖЕСМЕННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ – ЕО
При ежесменном техническом обслуживании необходимо провести следующие работы:
- осмотреть обе нитки крановых путей, проверить состояние тупиковых упоров, отклоняющих линеек, лотка для укладки кабеля;
- убедиться в отсутствии посторонних предметов на крановых путях, а также в непосредственной близости от рельсов;
- очистить механизмы передвижения от грязи;
- снять кожухи приводов механизмов передвижения, проверить затяжку болтов крепления двигателей, редукторов и тормозов;
- проверить вручную исправность тормозов;
- убедиться в отсутствии течи масла из редукторов, зубчатых муфт и электрогидротолкателей;
- установить кожухи;
- осмотреть нижние части стоек опор;
- осмотреть токоподводящий кабель, проверить сохранность изоляции и исправность концевых креплений кабеля;
- проверить исправность противоугонных рельсовых захватов;
- проверить исправность крюковой подвески — фиксацию гайки крюка, отсутствие трещин на крюке, исправность предохранительной защелки крюка, плавность вращения крюка, отсутствие повреждений блоков, правильность расположения канатов на блоках;
- включить электропитание крана и подняться в кабину управления, включить внутреннее освещение в кабине (если работы проводятся в темное время), а зимой включаются также отопительные приборы;
- ознакомиться с записями в вахтенном журнале, проверить исправность звуковой сигнализации, включить и проверить внешнее освещение;
- проверить наличие в кабине изоляционного коврика, аптечки, огнетушителя, емкости с питьевой водой, состояние остекления и при необходимости очистить стекла;
- проверить установку рычагов управления в нейтральное положение;
- подняться на мост крана и осмотреть узлы примыкания концевых балок к пролетным, очистить проходы и площадки от грязи, убедиться в отсутствии посторонних предметов на проходах и площадках, проверить наличие и исправность ограждений, переходных площадок и галерей;
- в механизмах подъема груза и передвижения тележки проверить исправность редуктора, тормоза, муфты и двигателя;
- в механизмах подъема груза проверить состояние канатов, правильность их укладки в ручьях блоков и барабанов, надежность крепления на барабане;
- произвести внешний осмотр электрических аппаратов пусковых сопротивлений и концевых выключателей;
- проверить состояние троллейных токоприемников и отсутствие повреждений гибких кабелей (состояние токоприемников главных троллеев проверяется крановщиком только визуально, без захода за ограждения);
- включить рубильник защитной панели и линейный контактор, исключить действия противоугонных захватов или приспособлений;
- опробовать вхолостую работу всех механизмов крана, проверить действие тормозов;
- сделать запись в вахтенном журнале о приеме смены.
В случае выявления каких-либо неисправностей при приеме смены поставить об этом в известность администрацию объекта и не начинать работу до устранения неисправностей.
После окончания смены вывести кран на место стоянки к посадочной площадке, закрепить кран противоугонными захватами или приспособлениями; вывести рычаги всех контроллеров в нулевое положение, выключить рубильник защитной панели, вынуть ключ-марку из замка панели. Убрать пол кабины, протереть стекла. Сделать в вахтенном журнале запись о сдаче смены, выключить освещение и отопительные приборы. Спуститься с крана, отключить вводный автомат.
В случае выявления каких-либо неисправностей при сдаче смены поставить об этом в известность администрацию объекта.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТО-1
Периодичность ТО-1:
- нового крана — через 100 моточасов;
- после капитального ремонта — через 80 моточасов.
Затем ТО-1 проводится с периодичностью, указанной в табл. 7К.
Перед началом проведения ТО-1 необходимо выполнить работы, предусмотренные в ежесменном техническом обслуживании, затем провести следующие работы.
Механическое оборудование и металлоконструкции
Проверить:
- тупиковые упоры, их состояние, при необходимости подтянуть гайки болтов крепления;
- величину износа крюков в опасных сечениях;
- правильность установки и крепления предохранительных устройств буферов и ограничителей передвижения, при необходимости подтянуть гайки болтов крепления.
Проверка тормозов:
- осмотреть состояние узлов и деталей и их крепление;
- осмотреть состояние тормозного шкива и колодок, убедиться в отсутствии износа, задиров, вмятин и следов соприкосновения заклепок накладок тормозных колодок с поверхностью шкива тормоза;
- проверить величину зазора между тормозными колодками и шкивом тормоза, прилегание тормозных колодок к шкиву при замкнутом тормозе, равномерность отхода тормозных колодок при разомкнутом тормозе, величину хода штока толкателя, при необходимости отрегулировать.
Проверка редукторов
Проверить:
- затяжку гаек болтов крепления крышки и корпуса редуктора, при необходимости подтянуть гайки болтов;
- состояние крепления крышек люков для осмотра подшипников валов редукторов, при необходимости подтянуть болты крепления;
- состояние и затяжку пробок маслозаливного и маслоспускного отверстий, при необходимости подтянуть пробки.
Осмотр и проверка муфт и валов
Проверить:
- плотность посадки муфт на валах;
- затяжку болтов, соединяющих части муфт, и отсутствие подтекания масла из полостей зубчатых муфт, при необходимости подтянуть гайки болтов, соединяющих части муфт.
Осмотр и проверка барабанов
Проверить:
- состояние крепления канатов и корпуса подшипников;
- износ гребня нарезки барабанов;
- исправность зажимных устройств для канатов;
- состояние цилиндрической части, боковых дисков ступиц барабанов.
Осмотр и проверка канатных блоков
Проверить:
- крепление осей и подшипников;
- свободное проворачивание блоков на осях;
- состояние реборд и ручьев блоков. Осмотр и проверка канатов:
- очистить канат от пыли и грязи, осмотреть его по всей длине;
- промыть и смазать канат при необходимости;
- проверить крепление обоймы и траверсы крюка, при необходимости подтянуть гайки.
Осмотр колес:
- проверить величину износа по кругу катания и ребордам;
- провести осмотр ходовых колес.
Осмотр металлоконструкций
Проверить:
- крепление и исправность площадок обслуживания, ограждений механизмов и галерей;
- внешнее состояние металлоконструкции (отсутствие трещин и вспучивания на поверхности, толщину элементов, подверженных коррозии);
- сварные швы на несущих элементах (отсутствие трещин в самом шве или в околошовной зоне);
- монтажные стыки концевых балок;
- места крепления букс ходовых колес.
Осмотр и проверка подтележечных путей
Проверить:
- крепление рельсов, состояние сварных швов в местах стыка рельсов;
- степень износа рельса.
Электрооборудование
Проверка и осмотр электродвигателей
Проверить:
- целостность доступных осмотру частей двигателя (внешней изоляции катушек, межкатушечных соединений и лобовых частей обмотки якоря);
- состояние наконечников токопроводящих проводов и их крепления к клеммам, при необходимости подтянуть гайки клеммовых соединений, предварительно очистив клеммы и наконечники проводов от пыли, грязи и окисления;
- состояние щеткодержателей, щеток и рычагов, прижимающих щетки к кольцам, при необходимости очистить их от пыли и грязи;
- плотность прилегания поверхностей щетки к контактным кольцам;
- состояние крепления проводов, идущих от щеток к клеммам; при необходимости подтянуть гайки крепления;
- состояние колец, давление щеток на кольцо и плавность хода рычага;
- состояние заземления электродвигателя;
- крышки коробки клемм токоподводящих проводов и крышки коробки щеткодержателей;
- крепление подшипниковых щитов и крышек подшипников. Измерить сопротивление изоляции электродвигателя. Убедиться в отсутствии сотрясений и вибраций электродвигателя.
Осмотр и проверка магнитных контроллеров
Проверить:
- правильность включения и четкость срабатывания;
- правильность прилегания якоря к ярму магнитопровода;
- правильность регулировки механической блокировки и отрегулировать, при необходимости, зазоры контактов;
- величину контактного нажатия;
- отсутствие смещения контактов;
- одновременность включения полюсов контактов.
Очистка контактных узлов от копоти и нагара
Проверить:
- правильность сборки электромагнитной системы, узла блок-контактов, при необходимости отрегулировать;
- крепление проводов, при необходимости подтянуть винты;
- целостность короткозамыкающего витка магнитопровода.
Осмотр, проверка и регулировка кулачковых контроллеров и командоконтроллеров
Проверить:
- состояние контактных поверхностей коммутационных элементов (при необходимости удалить большие оплавления и капли металла);
- узел фиксации положений кулачкового вала (целостность пружин, достаточность усилия);
- подшипниковые узлы кулачкового вала;
- растворы и провалы контактов;
- целостность гибких соединений от подвижных контактов;
- прочность крепления реек с контактными элементами;
- свободу вращения кулачкового вала в подшипниках при освобожденном фиксирующем аппарате.
Осмотр и проверка путевых выключателей
Проверить:
- поворот вала выключателя;
- действие устройства самовозврата в исходное положение и действие контактных элементов.
Очистка контактов от копоти и грязи Проверить:
- смещение между подвижными и неподвижными контактами;
- степень износа поверхностей трения контактного рычага. Очистка шейки вала от грязи и ржавчины Проверить:
- надежность соединения рычага с валом и затяжку клинового болта крепления;
- свободный ход рычага и положение отклонений линейки.
Проверка пусковых сопротивлений
Проверить:
- болты крепления секций и ящиков резисторов;
- болты клемм токоподвода;
- отсутствие поломок или обрывов проводников в секциях резисторов. Очистить сопротивления от пыли и грязи.
Продуть сопротивления сжатым воздухом.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТО-2
Периодичность ТО-2:
- нового крана через 300 моточасов;
- после капитального ремонта через 240 моточасов.
Перед проведением технического обслуживания ТО-2 необходимо выполнить работы, предусмотренные ТО-1.
Механическое оборудование
Проверить:
- отсутствие нарушения соосности валов электродвигателей и редукторов, при необходимости восстановить соосность;
- износ зубьев в зубчатых муфтах;
- смазку зубчатых муфт, при необходимости смазку заменить или добавить;
- крепление ходовых колес, при необходимости подтянуть гайки болтов крепления букс;
- состояние подшипников барабана, блоков, подвесок и букс, при необходимости добавить или заменить смазку.
Осмотреть шарнирные соединения тормозов, при необходимости смазать.
Электрооборудование
Проверить состояние подшипников электродвигателей, при необходимости заменить смазку.
СЕЗОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ – СО
Сезонному техническому обслуживанию подвергаются краны, работающие на открытом воздухе. Необходимость такого обслуживания обусловлена переходом от осенне-зимнего периода эксплуатации крана к весенне-летнему и наоборот. В этих условиях его рекомендуется проводить как отдельно планируемый вид технического обслуживания кранов, работающих в зоне холодного климата.
Для остальных условий эксплуатации кранов СО рекомендуется совмещать с ТО-2.
Периодичность работ, относящихся к СО, равна 6 месяцам. Продолжительность СО составляет один день.
При проведении СО необходимо вначале выполнить работы, предусмотренные техническим обслуживанием ТО-2. Затем произвести следующие работы:
- очистить кран и механизмы от пыли и грязи;
- промыть внутренние полости корпусов редукторов чистым дизельным топливом и залить свежее масло до нормального уровня;
- заменить жидкость в гидротолкателях тормозов;
- произвести нивелировку и рихтовку подкрановых путей;
- восстановить утепление кабины крановщика.
Возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения
Согласно Руководства по эксплуатации механические повреждения металлоконструкций не допускаются.
Периодичность и способы проверки приборов безопасности
В Руководстве по эксплуатации данного типа крана указывается, что на нем установлено устройство контроля трехфазного напряжения типа «Дельта», обеспечивающее контроль состояния трехфазной питающей сети и аварийное отключение крана.
Периодичность и способы проверки других приборов безопасности (выключатели конечные КУ-701 А, КУ-703А, ВУ-150М, ВУ-250М и полупроводниковое устройство контроля трехфазного напряжения «Дельта») указаны в технических описаниях и инструкциях по эксплуатации этих приборов.
Подготовка к работе и регулировка тормозов
При подготовке к работе тормозов необходимо:
- очистить толкатель от консервационной смазки;
- осмотреть толкатель и проверить легкость перемещения штока, переместив его с поршнем несколько раз вверх и вниз рукой;
- проверить уровень рабочей жидкости, который должен быть на уровне торца заливного отверстия или ниже его не более чем на 8 мм;
- замерить мегомметром на 500 В сопротивление изоляции обмотки статора относительно корпуса электродвигателя, которое должно быть не ниже 5 МОм;
- проверить отсутствие обрывов электрических цепей и наличие всех фаз;
- проверить герметичность уплотнений и при обнаружении течи рабочей жидкости подтянуть крепежные изделия или заменить уплотнения;
- проверить соответствие марки рабочей жидкости гидравлических толкателей согласно табл.
Применение других рабочих жидкостей согласовывается с предприятием — изготовителем гидравлических толкателей. Категорически запрещается применение в качестве рабочей жидкости для гидравлических толкателей не электроизоляционных масел.
При отрицательных температурах окружающего воздуха (-10 °С и ниже при заполнении толкателя трансформаторным маслом ТКп и -25 °С и ниже при заполнении толкателя маслом АМГ-10) гидравлические толкатели перед первым запуском прогреть путем нескольких кратковременных включений. Продолжительность включений 10-20 с с интервалом 1-2 мин.
Таблица 2
Применение рабочей жидкости гидравлических толкателей в зависимости от температуры воздуха
Температура окружающего воздуха | Рабочая жидкость гидравлических толкателей |
От +50 до -15 ℃ | Масло трансформаторное ТКп ГОСТ 982 |
От +15 до -40 ℃ | Масло АМГ-10 ГОСТ 6704 |
Таблица 3
Зависимость рабочей длины пружины от тормозного момента
Тип тормоза | ТКГ-160 | ТКГ-200 | ТКГ-300 | ТКГ-400 | ТКГ-500 |
Тормозной момент, Нм | 100-50 | 300-100 | 800-300 | 1500-500 | 2500-250 |
Номинальная установочная длина пружины, мм | 143-182 | 147-199 | 121 185 | 136-196 | 136-214 |
При регулировке тормоза необходимо отрегулировать ход поршня гидравлического толкателя, установив при этом шток толкателя в крайнее верхнее положение. Затем опустить его на величину 22 мм для тормозов ТКГ 200 и на 30 мм для тормозов ТКГ 300, ТКГ 400, ТКГ 500.
После регулировки хода поршня рычаги тормозов зафиксировать гайками. Равномерный отход колодок от поверхности тормозного шкива устанавливается с помощью регулировочного болта.
Необходимо установить рабочую длину пружины, которая гарантировала бы усилие, соответствующее тормозному моменту механизма. Номинальная установочная длина пружины, соответствующая тормозному моменту, указана в табл. 3.
Тормоза на механизмах подъема регулируются на максимальный тормозной момент, на механизмах передвижения крана и тележки — на тормозной момент, соответствующий тормозным путям с грузом.